Данная рубрика посвящена городу, олицетворяющему мощный экономический регион страны — Донбасс, городу, который является крупным научным и культурным центром Украины, городу, где успешно развивается промышленность и процветает бизнес. Конечно же, речь идет о Донецке. Однако прежде чем Донецк стал одним из самых благоустроенных городов Украины, ему пришлось пройти долгий тернистый путь преобразований и трудностей.
Современный Донецк — это крупнейший хозяйственный комплекс, играющий важную роль в создании материально-технической базы Украины, превратившийся со временем из угольно-металлургической базы в район высокоразвитой машиностроительной, химической, коксохимической, пищевой промышленности, энергетики, строительной индустрии. Сегодня в донецкие предприятия иностранные инвесторы смело вкладывают свои средства, а наши бизнесмены устанавливают успешные партнерские отношения на международной бизнес-арене. В Донецке сегодня созданы оптимальные условия для вложения средств в экономику — он предлагает достаточно выгодные стимулы для ведения бизнеса. Специальные экономические зоны и территории приоритетного развития в Донецкой области являются «визитной карточкой» региона. К тому же Донецк — это привлекательное место для туристических поездок. Ведь наш город не стареет, напротив, он строится и принимает новый, поистине европейский облик. В шахтерской столице туристам гарантированы развлечения, отдых, масса впечатлений: можно познакомиться с достопримечательностями города или отдохнуть в одном из наших развлекательных центров. Для бизнес-туристов Донецк предлагает услуги по организации конференций, семинаров, деловых встреч, программ приема и пребывания в городе.
Добавлено (2008-01-17, 16:16:16)
---------------------------------------------
История ДонецкаЧем лучше мы будем знать прошлое, тем более глубоко поймем великое значение творимого нами настоящего.
М.Горький
Природные богатства
Небольшому поселку, расположенному на берегу степной речушки Кальмиус, суждено было стать огромным промышленным городом, центром крупнейшего индустриального региона. А всему началом послужил щедрый дар природы — каменный уголь.
Русский инженер А. Мевиус в 1866 году обосновал целесообразность постройки железоделательного завода на правом берегу Кальмиуса недалеко от слободы Александровка. Для этого здесь было все необходимое: в землях верховья Кальмиуса — уголь, невдалеке, в районе Каракуба (ныне город Комсомольск Старобешевского района), — железная руда, близ села Еленовка — камень известняк — и рядом — речная вода.
В первой половине XIX века, оказавшись не в состоянии основать казенное металлургическое производство, царское правительство стало привлекать и поощрять частный капитал. Оценив все возможности получения огромных прибылей на даровом угле с помощью дешевых рабочих рук, в Донбасс хлынули иностранные концессионеры.
Рабочий поселок
В 1866 году князю Кочубею была выдана концессия на постройку завода по изготовлению железных рельсов из местных материалов. В 1869 году за крупное вознаграждение — 24 тысячи фунтов стерлингов, князь уступает свои права 55-летнему технику-металлургу Джону Юзу (Jonh Hughes), управляющему небольшим заводом вблизи Лондона. Именно к лету 1869 года, когда началось строительство металлургического завода, историки относят возникновение Донецка. К тому времени здесь уже существовали слободы Александровка, Алексеевка, Авдотьино, Григорьевка, Семеновка, хутор Овечий.
Выгодно купив и арендовав землю, Юз заключил с комитетом министров России договор об образовании Новороссийского общества каменноугольного, железного и рельсового производства и общества железнодорожной ветки от Харьковско-Азовской линии. В апреле 1869 года царское правительство утвердило договор о начале работ по добыче угля и постройке металлургического завода. Управляющим делами учредители Новороссийского общества назначили Джона Юза. Летом 1869 года он поселился на берегу Кальмиуса и построил кузницу, которая явилась как бы первым подсобным цехом будущего металлургического завода. Рядом со стройкой возник поселок, который слился с шахтерским селением Александровского рудника и был назван Юзовкой по имени управляющего делами, того самого англичанина Юза.
Строительство завода и шахт началось в 1869 году. Летом 1870 года из Англии в Украину на 8 груженых кораблях было привезено оборудование и инструменты, а также приехало в основном из Южного Уэльса около сотни специалистов — металлургов, шахтеров. В результате — Джону Юзу и небольшой группе его рабочих удалось построить первую доменную печь меньше чем за 8 месяцев (24 апреля 1871 года она была сдана в эксплуатацию). 24 января 1872 года был получен первый чугун. В сентябре 1873 г. Юзовский завод стал работать по законченному циклу и вскоре вышел на первое место в стране по выпуску металла. Юзовский завод (ныне Донецкий металлургический завод имени В.И. Ленина) положил начало большой металлургии Южного промышленного района.
В 1872 году началось движение по железнодорожной линии Константиновка — Ясиноватая — Юзовка — Еленовка, доведенной в дальнейшем до Мариуполя. Она соединила завод и рудники с уже действующей железнодорожной магистралью Донбасса, что способствовало расширению металлургического производства, увеличению добычи угля. В 1899 году Юзовским заводом было выплавлено 17,7 миллионов пудов чугуна. На территории поселка работали уже 9 рудников, за год они добыли 99,2 миллионов пудов угля. Начал действовать машиностроительный и чугунолитейный завод (ныне Донецкий машиностроительный завод имени Ленинского комсомола Украины), который выпускал оборудование для шахт.
Увеличивалась и численность населения Юзовки. В 1884 году здесь проживало 5 494, а в 1897 году уже 29 тысяч человек. Тогда поселок делился на две части: южную — заводскую, где находились промышленные здания, депо, телеграф, небольшая больница, школа, жилые дома; и северную — с рабочими балаганами, базаром, трактирами, пивными.
В 1899 году из 17 металлургических предприятий, действовавших на Юге России в период промышленного подъема 90-х годов, завод Юза («Новороссийское общество каменноугольного, железоделательного и рельсового производства») был крупнейшим. Растущий промышленный поселок носил имя Юза до 1924 года. В мае 1917 года, когда в поселке насчитывалось около 70 тысяч жителей, его перевели в разряд городов.
Основную часть жителей этого поселка составили переселенцы из Центральной России и Левобережной Украины. Этнический состав местного населения был пестрым: русские, украинцы, евреи, поляки, белорусы, армяне, татары, греки, казаки, англичане, цыгане, немцы. Юзовчане по-разному проводили свой досуг. При заводе был организован любительский оркестр, состоящий из молодых рабочих, проводились вечера художественной самодеятельности в школе, рабочие и служащие завода вместе с британскими рабочими и служащими играли в футбол, посещали Английский клуб, известный своими ежемесячными танцами и театрализованными представлениями; ходили в кинотеатры, гуляли в городском саду, посещали передвижные ярмарки и цирки, на главные церковные праздники (Рождество, Пасха, Троица) ходили в церковь. В облике дореволюционной Юзовки акценты были расставлены четко: вера, образование, предпринимательство.
Сталино: от потерь к развитию
В годы Гражданской войны 1918-20 гг. город был временно захвачен немецкими оккупантами и белогвардейцами. Советская власть здесь окончательно установилась в декабре 1919 г.
В 1924 году Юзовка была переименована в Сталино. Число ее жителей к тому времени достигло 63,708 человек, а в 1925 году увеличилось до 80,085 человек. Началось строительство жилого массива «Стандарт» для металлургов и двух-, трехэтажных домов для горняков.
В июле 1932 года город стал центром Донецкой области. В 1938 году Донецкая область разделяется на Ворошиловградскую и Сталинскую. Город остается центром Сталинской области.
К 1941 году в городе находилось 223 предприятия союзного и республиканского подчинения, 54 — местной и кооперативной промышленности, шахты давали 7% общесоюзной добычи угля, заводы — 5% стали и 11% кокса. Население города составляло 507 тысяч человек.
Во время Великой Отечественной войны (1941-45 гг.) Сталино был оккупирован немецко-фашистскими войсками (21 октября 1941 г. — 8 сентября 1943 г.). Город и его промышленность были разрушены, историки отмечают огромные людские потери. В городе осталось 175 тысяч жителей, а материальный ущерб превысил 4 миллиарда рублей. Восстанавливалась промышленность в первые послевоенные годы. В 1949 году был достигнут довоенный уровень добычи угля, а в 1950 году — всего промышленного производства.
Донецк: история и современность
В ноябре 1961 года Сталино переименован в Донецк. Реконструируется и расширяется на новой технической базе угольная (ряд крупных шахт), металлургическая (Донецкий металлургический завод), машиностроительная (машиностроительный завод им. ЛКСМУ, рудоремонтный, металлоконструкций, завод холодильников, вступивший в строй в 1963, и др.), химическая промышленность (завод химреактивов — 680 наименований, в том числе продукция бытовой химии). Получили развитие крупная пищевая и легкая промышленность, многие предприятия построены в послевоенное время. Строятся хлопчатобумажный комбинат, комбинат рыбопродуктов, фабрика детских игрушек (1972). В 1961-70 построено более 4 млн. кв. м общей жилой площади. Жилищный фонд к концу 1970 составил 11,7 млн. кв. м общей площади.
По новому генеральному плану Донецк и Макеевка соединяются в единый массив на берегу р. Кальмиус. Построены корпус «Промстройниипроекта» (1969, архитектор Г. А. Благодатный), гостиница «Шахтер» (1969, архитектор Л. Я. Штейнфаер) и др.
В апреле 1978 года численность населения превысила миллионный рубеж — Донецк присоединился к городам-миллионщикам.
25 лет назад в газетах и журналах Донецк называли не иначе, как «город миллиона роз». И это не было метафорой — это было простой арифметикой. К сожалению, в настоящий время роз поубавилось, но будем надеяться, что дончане смогут возродить былой статус своего города.
Итак. Городу, который прошел путь в своих названиях от Юзовки — Сталино к Донецку, суждено было познать все перипетии трудовой жизни, перетерпеть нужду и бесправие, пережить революцию, неразбериху гражданской войны и самую разрушительную войну 1941-1945 гг. И город выстоял!
Сегодня Донецк — это город областного подчинения, административный центр Донецкой области Украины, столица Донбасса. Он разделен на 9 разнообразных по размеру и экономическому потенциалу районов, которые вместе составляют крупнейший в Украине город. Ныне Донецк — крупный промышленный, научный и культурный центр, имеющий большой узел железнодорожных, автомобильных и воздушных линий.
Донецк известен также своими выдающимися спортсменами, научными и культурными деятелями, но об этом в нашей следующей рубрике — «Культурный потенциал».
Добавлено (2008-01-17, 16:17:20)
---------------------------------------------
Донецк сегодня
Современный Донецк по праву можно назвать одним из значительных в Украине культурных, научных и бизнес-центров. Экономику города представляют более двухсот государственных предприятий, а также около 20-ти тысяч зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса. Образование осуществляют 180 общеобразовательных школ, 38 высших учебных заведений I-IV уровней аккредитации, 24 профтехучилища.
160 докторов и 752 кандидата наук трудятся в 60-ти донецких учреждениях, которые выполняют научно-исследовательские и научно-технические работы. Организацию и проведение комплексных научных исследований осуществляет Донецкий научный центр, в составе которого 5 академиков и 12 членов-корреспондентов НАН Украины.
Благоустройство города
В последнее время уделяется большое внимание реконструкции улиц и бульваров города. Так, в 2004 году была закончена реконструкция академического музыкально-драматического театра, преобразилась областная библиотека им. Н.К. Крупской, центральную улицу города украсил ультрасовременный пятизвездочный отель «Донбасс Палас», открылся торгово-развлекательный центр «Золотое кольцо». Реконструировано Донецкой торгово-промышленной палатой здание бывшего ДК им. Калинина в Киевском районе — теперь это настоящий бизнес-центр, где сотрудники ТПП работают с бизнесменами региона, страны и зарубежья.
Засверкала куполами новая церковь в Калининском районе, устремленными ввысь золотыми маковками обозначились каплички на территории больницы им. М. Калинина и в сквере, рядом с универмагом «Центральный». Там же находился уникальный собор, стертый с лица земли в 30-х годах. Ныне точная его копия — Свято-Преображенский кафедральный собор — уже поднялся в центре Донецка, поражая взор строгими классическими линиями и образом святого Архангела Михаила — дара нашей столицы. Есть у нас теперь не только христианские храмы, но и культовые сооружения католиков, мусульман, иудеев. Строятся супермаркеты по современной европейской модели: на Ленинском проспекте появились торговые центры «Обжора» и «Амстор».
Донецк, прославившийся миллионом алых роз, и сейчас тратит немалые средства на озеленение промышленных территорий, дворов, строящихся жилых массивов, обновляет древесные насаждения на улицах, в скверах, парках. Самым настоящим лесом в черте города стало урочище Путиловское, созданное на ярах, в непосредственной близости с отвалами выработанных шахт. Его площадь — 77 га, где произрастает 220 видов высших растений, среди которых есть и декоративные, и лекарственные. В целом же это прекрасное место для отдыха горожан и гостей города.
Есть проблемы — есть решения
Тем не менее, остается у нас и ряд проблемных вопросов, которые для своего решения требуют немало времени, человеческих усилий и денежных средств. Так, ныне многие жилые дома нуждаются в капитальном ремонте, на что средства в последнее время, по сути, не выделялись. К тому же, местные власти приняли на баланс в коммунальную собственность около 3 млн. кв. м ведомственного жилья, из которого почти 40% оказалось в ветхом состоянии и требует неотложного ремонта, так как переселять жильцов из них попросту некуда. В городе остро стоит вопрос и с освещением улиц. Особенно это касается отдаленных от центра районов. Для решения этой проблемы специалисты разработали, а депутаты Донецкого горсовета приняли для осуществления программу «Свет города».
Особой заботы требует и транспортный вопрос, который, опять-таки, в первую очередь касается отдаленных районов. В этом направлении городскими властями ведется постоянная работа: на «Южмаше» в Днепропетровске по заказу нашего города изготавливаются трамвайные вагоны по чешской лицензии; заказываются новые троллейбусы; вышли по маршруту Центр — Трудовские крупногабаритные многоместные автобусы, что позволило в некоторой степени разгрузить транспортный узел самого отдаленного Петровского района.
Немаловажные экономические проблемы решаются с помощью принятых в 2001 году целевых программ. Это «Программа охраны и улучшения состояния окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности г. Донецка на 2001-2005 годы» и «Программа развития комплексной зеленой зоны г. Донецка до 2010 года». Также Донецкий городской совет утвердил схему планировки территории города, основные показатели которой «просматриваются» до 2026 года. По предварительным расчетам территория Донецка к тому времени должна увеличиться до 38,9 тыс. га, население — примерно до 1067 тыс. человек, а общий жилой фонд составит 25784,5 тыс. кв. м.
При этом необходимо отметить, что усилия по городскому строительству не прошли незамеченными. Донецк принимал участие во Всеукраинском конкурсе «Город наилучшего благоустройства» и завоевал почетное второе место (после столицы Украины — Киева) и был удостоен диплома Кабинета Министров.
Дальнейшие планы
Городские власти закончили работу по подготовке Программы социально-экономического развития Донецка на 2005 год. На сегодняшний день Программа защищена перед Донецкой областной администрацией. Согласно этой Программе в 2005 году, в городе планируется построить 150 тысяч кв. м жилья, ввести 14 км новых сетей водоснабжения, 2,5 км канализации, 33,6 км газопровода, отремонтировать 34,5 тысяч кв. м автодорог. А также большое внимание в ней уделяется вопросу экономии энергоресурсов города.